Токарный станок с ЧПУ STMSI SK40P со стойкой FANUC Series Oi Mate – TD написание управляющих программ, определение координат заготовки и привязка резца к координатам заготовки.
Дальнейшие наши действия начинаются исходя из того на чем мы остановились в предыдущей странице. А там мы загнали суппорт в нулевые точки. В общем продолжаем.
Далее мы устанавливаем заготовку в патрон и понимаем, что станок, а точнее компьютер, как система управления станком, понятия не имеет где, начинается тело заготовки по оси Z и диаметр заготовки по оси X. И вот теперь мы должны ему показать, по каким координатам эту болванку искать.
Нажимаем кнопку включения режима MDI на панели управления станком далее кнопку PROG на панели управления компьютером, В нижней части экрана будет строчка подсвеченная зеленым цветом, в нее мы сейчас будем вписывать команду для проходного резца (это основной резец на который приходится большая часть работ)
Вписываем – M3S100T0202; – этот набор букв и цифр мы без труда найдем на панели компьютера, после завершающей цифры 2 нажимаем кнопку EOB – это подставит точку с запятой в конце команды (обязательное действие для каждой строчки). Далее жмем кнопку INSERT – это перекинет команду в верхнюю часть экрана, где она становится активной для запуска станка, что мы дальше и делаем путем нажатия кнопки CYCLE START — на панели управления станком зеленая прямоугольная кнопка. Команда M3 – запустила вращение патрона против часовой стрелки (это основное рабочее вращение, вообще направление вращения определяется со стороны двигателя, но оператору удобнее так как он видит с того места где он стоит), S100 – со скоростью 100 оборотов в минуту, суппорт прокрутился и установил резец 2 (T0202) в рабочее положение.
Теперь нам надо подогнать резец к заготовке поближе, нажимаем кнопку JOG – на панели станка (запоминаем, ПС – это будет панель управления станком), кнопку 50% — это скорость перемещения каретки с суппортом и кнопку со стрелкой влево одновременно с кнопкой расположенной рядом с изображением волнистой линии (ускоренное перемещение), так мы перемещаем каретку с супортом и резцами по оси Z ближе к патрону с заготовкой.
Далее перемещение по оси X это кнопка со стрелкой вверх и кнопка с волнистой линией. Так мы подгоняем резец по возможности близко но, что бы случайно не воткнуться им в заготовку. Используя кнопки Hendle X и Hendle Z и вращением рукоятки (крутилка) в правом нижнем углу панели, подводим резец либо в плотную к торцу заготовки, либо на касание заготовки (патрон с заготовкой вращаются). Жмем кнопку OFS SET на панели компьютера (далее ПК – это панель управления компьютером) и кнопками под экраном ищем раздел «геометрия«, стрелками на этой же панели устанавливаем курсор на экране в таблице инструментов на инструмент 02 и ось Z. Кнопками набираем Z0 что отобразится в нижней части экрана, далее внимательно, нажимаем кнопку «Tool measure» на ПС, затем кнопку – «Изменить» под экраном, одновременно наблюдаем, значение по оси Z должно измениться.
Дальше надо убедиться, что компьютер правильно записал и запомнил эту точку. Не трогая резец нажимаем кнопки для того что бы выйти из одного режима в другой и увидеть какую запись сохранил компьютер – JOG, затем SPDL Stop это остановит вращение патрона; EDIT, PROG это сменит режим; и MDI – режим, далее пишем на экране T0202 – номер инструмента (здесь внимательно проверяем, что набираем тот инструмент, который активный и прописан в нижней, правой части экрана под зеленой строчкой, в случае ошибки суппорт прокрутится и может впороться другим резцом в заготовку или патрон), далее зеленая кнопка CYCLE START – подключит резец 02 и кнопка POS – на ПК (панель компьютера) покажет координаты на осях, там ось Z должна быть равна 0 – в записи Z0.
На самом деле заготовки обычно берут с размерами в плюс, на 2 – 3 мм больше по длине ось Z и по диаметру хотя бы на миллиметр, если это не калиброванный кругляк.
Поэтому, когда привязываем резец по оси Z, и берем на торцовку 1 мм, соответственно пишем не Z0, а Z1. Этот миллиметр мы сточим до Z0, выравнивая торец заготовки. Оставшийся излишек мы отторцуем, когда развернем деталь для обработки с другой стороны.
Теперь займемся привязкой по оси X. Предполагаем, что заготовка у нас 52 мм диаметром, а будущее изделие должно будет быть 50 мм диаметром, то есть у нас 2 мм в запасе. Вспомнили, что в процессе всех предыдущих манипуляций мы остановили вращение патрона, надобно снова запустить, а то как-то не сподручно будет протачивать диаметр привязки. В общем, просто нажимаем кнопку «JOG» на ПС и следом кнопку «SPDL FWD», патрон начал вращение с той скоростью и в том направлении, которые были указаны в последнем запуске.
Ручное управление станком у нас уже включено «JOG», патрон вращается, далее делаем все правильно и внимательно. Ручным управлением c кнопками «Handle X и Handle Z» и крутилкой отъезжаем от торца заготовки на пару мм, потом по оси X поднимаемся чуть больше диаметра заготовки, далее по оси Z заезжаем в зону заготовки на 5 мм (примерно, или на сколько пожелается), и по оси X подъезжаем к заготовке в плотную или на касание, и снова не изменяя положение резца по Х, едем по оси Z за край заготовки. Таким образом, мы прокатились по внешнему диаметру заготовки с учетом всех неровностей или бокового боя. Теперь опускаем резец по оси Х на 0,5 мм меньше диаметра, нажимаем кнопку «Handle Z» и вручную крутилкой протачиваем диаметр заготовки на 5 – 10 мм по оси Z или на сколько удобно. Не меняя положения резца по Х, выводим его по Z в сторону +Z т.е. за заготовку. Можно остановить вращение патрона. Замеряем получившийся диаметр с точностью до десяток, в нашем случае условно должно получиться 51,5 мм.
Далее точно так же как и с осью Z, в разделе OFS SET находим инструмент 02 по оси Х, ставим туда маркер (или курсор), далее вписываем в нижнюю строку экрана получившиеся при измерении Х51.5, нажимаем кнопку «Tool measure» на ПС, затем кнопку – «Изменить» под экраном, одновременно наблюдаем, значение по оси Х должно измениться.
В общем-то и все, но проверить изменение значений все же надо. Так что как и ось Z проверяем что сохранилось по оси X.
После таких манипуляций я на всякий случай снова вывожу оси в ноль. Не сложно, да и каретка быстрее доедет до исходных точек. Все просто, жмем кнопки «JOG» чуть сдвигаем каретку кнопкой со стрелкой вправо, далее «ZRT», стрелка вниз, а затем стрелка вправо. Все, суппорт в нулевых точках, теперь можно писать программу и запускать в работу.